Вы здесь

Развитие когенерации и модернизации систем теплоснабжения России

Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол на тему: «Развитие когенерации и модернизации систем теплоснабжения России: текущее состояние, проблемы и пути их преодоления». Открывая мероприятие, председатель комитета Павел Завальный заявил: «Когенерация, наряду с развитием распределенной энергетики и управления спросом за счет развития «умных сетей», является одним из способов повышения энергоэффективности.           Внимание к когенерации в мире сегодня растет: до 2025 года прогнозируется ежегодный прирост мощностей когенерации 2,8%.

         Повышение надежности теплосетевого комплекса и формирование эффективных рынков теплоснабжения с приоритетом когенерации названы приоритетными задачами Энергостратегии в сфере обеспечения тепловой энергией. Доля выработки электроэнергии на ТЭЦ была включена в оценочные показатели по разделу теплоснабжения. Однако на практике этот принцип не реализуется. Основная причина – доступ к дешевому энергоресурсу – газу, по мере газификации, в том числе – возможность строительства ПГУ, которые конкурируют с ТЭЦ на КОМ по эффективности. Проигрывают ТЭЦ и на рынке тепловой энергии – здесь они уступают локальным системам теплоснабжения на газе».

Что нужно, чтобы преодолеть эту тенденцию? Серьезная перестройка всей организации рынка тепла и электроэнергии. Первый из шагов — переход к альтернативной котельной — сделан с вступлением в силу соответствующего закона. Следующий шаг, который уже сделан отчасти — это создание комплексных планов развития систем теплоснабжения регионов. Пока основной успех на этом направлении - сам факт появления таких планов, обеспечивающий открытость информации и позволяющий сформулировать проблемы. Организация планирования от потребностей поселений позволит перейти к принципиально другим методам планирования энергетики страны: не «сверху», а «снизу» путем прогнозирования потребности каждого поселения, определения перспектив местной генерации и отнесения на федеральный уровень только обеспечения недостающей потребности», полагает Завальный.

Начальник управления регулирования в ЖКХ ФАС Алексей Матюхин отметил, что целевая модель рынка тепловой энергии, предусматривающая переход поселения в ценовую зону теплоснабжения с регулированием по методу «альтернативной котельной», сегодня является единственным механизмом гарантирования инвестиций в сфере теплоснабжения. Растет не только количество городов, перешедших или переходящих на модель «альтернативной котельной», но и расширяется перечень теплоснабжающих компаний, готовых взять на себя повышенные обязательства ЕТО в ценовой зоне теплоснабжения.

 При этом практика применения закона об альтернативной котельной выявила необходимость внесения изменений в нормативную базу. Кроме того, помимо альтернативной котельной важно активнее развивать механизмы концессионных соглашений и передавать объекты теплоснабжения в концессии при условии модернизации оборудования и установлении тарифа, обеспечивающего экономически обоснованные затраты.

Заместитель начальника Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора Роман Кутасин обратил внимание участников круглого стола на недостаточность инструментов контроля над безопасностью эксплуатации котельных, все чаще строящихся компаниями для собственных нужд.

Директор Ассоциации «Совет производителей энергии» Дмитрий Вологжанин уверен, что для повышения инвестиционной привлекательности когенерации, решения проблемы неравномерности загрузки, неконтролируемой котельнизации и снижения конкурентоспособности ТЭЦ нужно активнее использовать инструменты формирования и, главное, исполнения комплексных схем теплоснабжения. Не менее важно решить вопрос задолженности потребителей и обеспечить своевременную оплату услуг за теплоэнергию. Дебиторская задолженность за тепловую энергию в 2020 году увеличилась на 15,5 млрд. руб. и суммарно превысила 209 млрд руб. при выручке отрасли примерно в 1,2 трлн руб. Динамика за первый месяц 2021 года показывает дальнейшее увеличение задолженности потребителей. Среди наиболее обсуждаемых мер в отрасли теплоснабжения - ограничение сроков действия моратория на начисление пеней по неплатежам за ЖКУ, введение контроля за своевременностью и полнотой оплаты тепловой энергии организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, а также введение адресных мер поддержки отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг с условием перечисления субсидий на счета РСО.

По итогам круглого стола комитет Государственной Думы по энергетике будет рекомендовать Правительству РФ:

- рассмотреть возможность изменения правила проведения конкурентного отбора мощности с учетом общесистемных эффектов работы ТЭЦ в энергосистеме на рынках электроэнергии и тепла.

 - рассмотреть возможность передачи объектов теплоснабжения только по договорам концессии, при условии модернизации оборудования и установлении тарифа, обеспечивающего экономически обоснованные затраты.

 - рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот собственникам при утилизации выводимых из эксплуатации котельных, а для теплоснабжающих компаний – при создании новой сетевой инфраструктуры.

 -мотивировать и создать условия для производителей энергетического оборудования к расширению производства на территории Российской Федерации ПГУ с высокой степенью локализации.

   -рассмотреть возможность разрешить всем ТЭЦ, а не только ТЭЦ мощностью ниже 25 МВт, заключать прямые договоры с потребителями электроэнергии на розничном рынке электроэнергии и тепла. Последнее предложение не поддерживается министерством энергетики.

Также будет подготовлен ряд рекомендаций в адрес министерства энергетики, министерства строительства и ЖКХ, Ростехнадзора.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer